Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

СтатьяС.А. Соломинина, директор МАУ ДО "ЦДОДД "Луч" г.Перми: "Организация работы по подготовке к осознанному профессиональному выбору"

Организация работы по подготовке к осознанному профессиональному выбору в рамках образовательной программы на примере работы скаутских объединений туристско-краеведческой направленности учреждения дополнительного образования

Скаутская методика сложилась в начале 20 века и стремительно распространялась и дорабатывалась во многих странах. Основные принципы были разработаны родоначальником скаутской организации Р. Баден-Пауэллом, офицером английской разведки, всерьез задумавшимся, как воспитать патриотов, способных встать на защиту своей страны. Книга «Скаутинг для мальчиков» вышедшая в Англии в 1907г. вскоре была переведена на многие языки и нашла применение во многих странах, в том числе и в России. Сначала по методике, предложенной Б.П. работали с курсантами суворовских и других военных училищ, затем стали использовать в работе с детьми, создавая общественную детскую организацию. В 1923г. ,когда остро встал вопрос о детской организации при РКСМ, выдающийся педагог Н.К.Крупская предложила взять методику скаутской организации и добавить коммунистическую идеологию, признав тем самым прогрессивность и эффективность данной методики.
Сегодня интерес к скаутингу, как общественной организации и воспитательной системе возрастает. Программы скаутских объединений, работающих в учреждениях дополнительного образования, становятся призерами и победителями конкурсов программ:

Программа педагога дополнительного образования ДЮЦ «Сигнал» г.Перми Шарова А.А «Свежий ветер» в 2001 г. получила статус авторской программы.
Ежегодно Благотворительный фонд содействия защите материнства, детства, отцовства и возрождения православных традиций воспитания «Юный рыцарь» проводит конкурс программ, направленных на патриотическое воспитание, в 2013 году Всего было подано 57 заявок: 56 – из регионов России, 1 – из Азербайджана.
Призерами конкурса наряду с программами кадетских подразделений, программами клубов мужества становятся программы скаутских отрядов:

Номинация «Следопыт»
1 место — Каляшов Роман Владимирович, педагог МОУ ДОД «Детско-юношеский центр г. Петрозаводска», координатор КРДОО «Скауты Карелии», руководитель скаутского отряда Национальной организации российских скаутов-разведчиков НОРС-Р г. Петрозаводск (Карелия). Конкурсная работа «Волчата. Первый год приключений».
2 место — Чекавинская Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Череповец, руководитель отряда младших скаутов дружины «Череповец» Организации российских скаутов-разведчиков ОРЮР. Конкурсная работа — «Следопыт».

В конкурсе на медаль имени М. В. Агапова-Таганского «За вклад в развитие внешкольной педагогики» 2013 г. участвовали 36 работ из разных городов России.на награждение выдвинуты две работы: «Сквозь тернии Игры – по дороге к Храму…» Т. Д. Коссары (Санкт-Петербург) и «Организация внеурочной деятельности через скаутское общественное движение» О. Г. Бекетовой и О. В. Романовой (Волгоградская областная организация скаутов НОРС-Р).
Написано несколько заслуживающих внимания работ по скаутской методике:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Социальное воспитание детей и подростков по системе «Скаутинг» САВЧЕНКО А. П. ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М В. Ломоносова».
«Скаутский метод»- автор Воздвиженский С.Э.директор ДЮЦ г.Петрозаводска

Мы не будем останавливаться на основных принципах скаутской методики и всех аспектах скаутинга, как воспитательной системы – это уже сделали несколько авторов, указанных выше. Цель данной статьи достаточно конкретная – раскрыть потенциал скаутской образовательной программы в решении проблемы профессионального самоопределения современных подростков и молодежи.

В нашем учреждении по программам скаутской направленности работают 3 педагога в течение последних 5 лет. Анализ результатов освоения программы, отзывы детей и родителей позволили сделать вывод, что программа способствует осознанному профессиональному самоопределению, выпускники программы имеют представление о том, чем им нравится и хочется заниматься, к каким видам деятельности имеют предрасположенность. Более того, выпускники осваивают основные универсальные трудовые навыки, и как следствие смело вступают во взрослую жизнь.

Опрос выпускников скаутских объединений МАУ ДО «ЦДОДД «Луч» г.Перми показал, что более 50% из числа опрошенных уверены, что непосредственное влияние на выбор будущей профессии, первое знакомство с той профессией, которую они выбрали, оказали занятия по скаутским специальностям.
Что такое «Скаутские специальности»? Это вариативный блок образовательной программы, в которой детям предлагается углубленно изучить один из разделов, освоить определенные практические навыки и сдать зачет на нашивку по специальности.

Специальностей, существующих в скаутинге, огромное количество. Назовем некоторые: медик, повар, костровой, строитель лагеря, журналист, фотограф, игротехник, снаряженец, ремесленник, путешественник и т.д. По каждой из них разработаны ступени роста – 1,2,3 степени, прописаны требования к зачету на каждую ступень по теории и практике. Выбор , какие именно войдут в программу, определяется с одной стороны, возможностями педагога, либо возможностью сотрудничества с организациями по привлечению специалистов в данной сфере, с другой стороны, это зависит от выбора детей. скаутские специальности это своего рода профпробы, обучаясь по специальностям ребенок сначала совершает пробу ( на 1 ступени), определяет, насколько данная специальность ему понятна, интересна, соответствует его интересам и возможностям, а позже, на основе пробы, у каждого ребенка есть возможность далее развиваться в выбранном направлении, совершенствуя свои навыки, накапливая практический опыт работы по выбранной специальности.

Сегодня, когда остро встает вопрос о подготовке школьника к осознанному выбору профессии, имеет смысл присмотреться к данной методике, может быть, взять на вооружение и педагогам других направлений.